Качество и безопасность детских товаров и школьных принадлежностей.
О безопасности школьных товаров.
Перед новым учебным годом родители школьников приобретают одежду, обувь, учебную литературу и прочие необходимые ребенку товары. Как быть уверенным, что эти товары качественные и безопасны для вашего ребенка?
Напоминаем родителям, что деятельность по розничной реализации детских товаров регулируется Законом Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- Закон), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. № 2463 (далее – Правила продажи), Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Особое внимание нужно обратить на маркировку продукции: она должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировка на русском языке наносится на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции и должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии). Не допускается использования указаний «экологически чистая», «ортопедическая» и других аналогичных указаний без соответствующего подтверждения.
Продукция для детей и подростков, как и любая другая продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Указанный выше Технический регламент 007/2011 устанавливает обязательные требования по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности к одежде для детей и подростков, в том числе к школьной форме, а также к иным детским товарам. При этом, несомненно, наиболее предпочтительный вариант – покупка вещей из натуральных материалов и тканей.
Выбирая детям одежду для школы, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется школьная одежда, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.
Безопасность обуви и кожгалантерейных изделий оценивают устойчивостью окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению и воздействию пота, а также концентрацией выделяющихся вредных веществ и комплексом физико-механических свойств (масса, гибкость, прочность крепления деталей низа, деформация подноска и задника обуви, и разрывная нагрузка узлов крепления ручек кожгалантерейных изделий). Не допускается изготавливать подкладку закрытой обуви из искусственных и (или) синтетических материалов в обуви для всех половозрастных групп.
Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов, ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой. Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.
Требования к безопасности школьно-письменных товаров также определены Техническим регламентом 007/2011. Школьно-письменные принадлежности должны соответствовать требованиям по показателям химической безопасности. Установлены нормы допустимой миграции опасных химических веществ в водную и воздушную среду (различных полимеров и сополимеров, фенола, формальдегида и т.д.). Для изготовления тетрадей школьных и общих, для записи слов, для подготовки дошкольников к письму, для нот, для школьных дневников должна использоваться бумага писчая, а также другие виды полиграфической бумаги. Применение глянцевой бумаги не допускается. Толщина линий, образующих строки и клетки, должна быть 0,1-0,4 мм в зависимости от вида линовок. Безопасность издательской продукции определяет качество бумаги, шрифтовое оформление в соответствии с возрастом пользователя.
Покупая детские товары, также обратите внимание на вывеску предприятия торговли. На ней в соответствии с положениями ст. 9 Закона должно быть указано фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Располагая вышеперечисленной информацией и руководствуясь рекомендациями специалистов вы легко сможете выбрать качественный и безопасный товар для своего ребенка.
Если в процессе выбора товара или после его покупки у вас все же возникли вопросы, консультацию по вопросам качества и безопасности детских товаров вы можете получить в ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», тел. 8(495)582-93-03 , эл. почта: kc@cgemo.ru .
Правила выбора школьно-письменных принадлежностей.
Скоро новый учебный год и для родителей встает вопрос приобретения школьно-письменных принадлежностей для своих детей, правильный выбор которых позволит ребенку безопасно и комфортно использовать их в процессе обучения.
К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары:ручки, маркеры, линейки, карандаши, резинки канцелярские, тетради, дневники, кисти и другие аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков.
Требования к школьно-письменным принадлежностям установлены следующими нормативными актами: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Технический регламент ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС).
При покупке школьно-письменных принадлежностей, особое внимание уделяйте наличию маркировки! Маркировка наносится на изделие (этикетку, упаковку, листок-вкладыш и т.д.), и обязательно должна содержать следующую информацию на русском языке: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии).
Любые школьно-письменные принадлежности должны быть безопасны для здоровья ребенка по органолептическим и санитарно-химическим, показателям.
Интенсивность запаха изделий должна быть минимальной (не превышать 2 баллов).
Изделия не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия.
Для изготовления тетрадей школьных и общих, для записи слов, для нот, дневников школьных используется бумага писчая, а также другие виды плотной полиграфической бумаги с определенной массой. Применение глянцевой бумаги не допускается. Толщина линий, образующих строки и клетки, должна быть 0,1–0,4 мм в зависимости от вида линовок.
Для производства альбомов, папок и тетрадей для рисования используется бумага рисовальная; альбомов и папок для черчения – бумага чертежная.
В зависимости от материалов, применяемых для изготовления стержней, карандаши подразделяются на чернографитные и цветные.
В соответствии с нормативными документами школьные чернографитные карандаши по степени твердости должны быть в диапазоне 3М –ТМ, с диаметром карандаша от 5 до 6,4 мм и длиной от 11,2 см до 17,7 см. Цветные карандаши по степени твердости должны быть в диапазоне 4М-2М, с диаметром от 6,4 мм до 8,2 мм и длиной от 8,8 см до 17,7 см. Чернографитные карандаши могут изготавливаться с резинкой. Длина карандаша с резинкой не должна превышать 19 см. В карандашах не допускается выкрашивание частиц стержня и снижение интенсивности черты при письме. Цвет покрытия цветных карандашей должен соответствовать цвету стержня, цвет покрытия чернографитных карандашей может быть любой.
Карандаши и ручки должны способствовать образованию у детей навыка письма при минимальном напряжении зрения и мелких мышц кисти рук. Ручка должна удобно ложиться в руку ребенка, желательно иметь прорезиненные вставки в месте прижатия пальцев или просто рифленую поверхность. Паста не должна пачкать бумагу.
Пластилин лучше всего купить на основе натуральных компонентов (уменьшается риск к аллергическим реакциям). Кроме того, он податлив и удобен для лепки.
Ластики бывают натуральные и синтетические. Первые, естественно, лучше и дороже. Хороши двойные ластики – одна сторона стирает карандаш, другая – пасту.Клей: очень удобен клей-ПВА с шариковым дозатором, можно использовать клей-карандаш.Ножницы должны быть с закругленными концами, чтобы ребенок не мог пораниться. При этом ножницы не должны быть слишком тяжелыми.
Все школьные принадлежности покупайте вместе с ребенком. От выбранных вами канцелярских товаров зависит не только успешность учебы, но и здоровье вашего ребенка.
В случае продажи товара, не соответствующего обязательным требованиям законодательства по качеству и безопасности, без необходимой информации, потребители имеют право обратиться с претензией к продавцу и требовать либо обмена товара с недостатком, либо расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При выборе школьной одежды рекомендуем обратить внимание на следующее:
- • маркировка;
- • ткань, которая использована для готового изделия;
- • размер, покрой и фасон одежды.
Маркировка продукции может быть нанесена на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку, а также листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна быть читаемой, доступной для осмотра, представленной на русском языке.
Также она должна содержать следующую информацию:
- • наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
- • наименование и вид (назначение) изделия
- • дата изготовления;
- • срок службы продукции (при необходимости);
- • гарантийный срок службы (при необходимости);
- • товарный знак (при наличии);
- • единый знак обращения на рынке.
Наличие Единого знака обращения на рынке (см.рис.1) на этикетке является залогом, того что продукция соответствует требованиям безопасности Технического регламента и прошла процедуру оценки (подтверждения) соответствия в установленном порядке.
Полную версию памятки можно скачать по ссылке в начале страницы.