Вопросы по организации горячего питания обучающихся.
ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА.
Школьный период является не менее важным в укреплении здоровья и рисков, связанных с питанием. Специалисты часто выявляют проблемы в питании детей школьного возраста (от 7 до 17 лет).
Распространен дефицит витаминов (А, Е, С, В1, В2), кальция и микроэлементов (железа, цинка, селена и йода). Это ведет к значительной частоте возникновения у детей школьного возраста таких алиментарно- зависимых состояний как железодефицитная анемия, задержка роста (витамин А, цинк, йод), снижение способности к обучению (йод, железо, витамины В1, В2, В6) и т.д.
Дефицит йода на 30 % повышает риск развития хронических заболеваний у школьников. Более того, в среднем, у каждого ребенка с зобом отмечается снижение слуховой и зрительной памяти, ухудшение способности к обучению, нарушение формирования личности.
Не менее существенные последствия имеет дефицит железа, который ведет к снижению умственной и физической работоспособности, ухудшая тем самым способность детей к обучению.
Недостаточное поступление с пищей витаминов-антиоксидантов (Е, С, А, β-каротина), цинка и селена ведет к нарушению антиоксидантного статуса организма, являющемуся одним из типовых патогенетических механизмов развития или осложнений многих заболеваний и, в частности, сахарного диабета, болезней кожи и суставов.
Дефицит ряда витаминов (А, Е, С), цинка и селена служат одной из причин снижения иммунного ответа, предопределяющего повышение чувствительности школьников к различным инфекциям.
Наблюдаются также частые нарушения работы желудочно-кишечного тракта, связанные с характером и режимом питания детей. Увеличивается количество хронических заболеваний пищеварительной системы. В развитии этой группы заболеваемости важную роль играют нарушения в режиме питания (связанные, в частности, с невозможностью получать горячее питание в школе) и его качестве (включение в состав рационов специй, бульонов, колбасных изделий недостаточно высокого качества, кулинарных жиров).
Потребности в питании значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, условий жизни, вида деятельности школьника. Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное поступление полноценного белка. В рационах детей школьного возраста белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка. В зависимости от нагрузки, условий жизни ребенка это соотношение желательно повышать до 60%, остальная часть покрывается за счет растительных белков (бобовые, крупы). За счет белков покрывается 14% энергетической потребности организма ребенка.
Детям школьного возраста необходимы полноценные жиры — сливочное, растительное масло, сыры, сметана. Жиры растительного происхождения должны составлять до 20% от общего количества жира рациона. За счет жиров удовлетворяется более 30% суточной энергетической потребности. В то же время избыток жира и белка в питании может привести к заболеваниям почек, печени, ожирению.
Потребность в углеводах относительно выше, чем в другие возрастные периоды, и зависит от возраста, состояния обменных процессов и в значительной степени от умственной и физической нагрузки. В рационе школьников углеводов должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.
Потребность в энергии у школьников также определяется условиями жизни и обучения. Большие энергетические затраты отмечаются во время занятий физкультурой, спортом, различными трудовыми процессами, интенсивной умственной деятельностью. Особенно большие нагрузки испытывают дети, обучающиеся в специализированных школах спортивного профиля, с математическим уклоном.
Режим питания следует по-прежнему сохранить по прежнему расписанию, не менее 4-5 раз в день. При этом основная часть энергии и пищевых веществ приходится на первую половину дня.
В питании детских организованных коллективов (в школьных столовых и т.д.) запрещено использовать:
- фляжное, бочковое непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячение) перед употреблением;
- творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки;
- прокисшее молоко («самоквас»);
- макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, зельцы, форшмак;
- пирожные и торты с кремом;
- жареные во фритюре изделия (пирожки, пончики);
- продукты домашнего консервирования.
Детям не рекомендуются острые приправы (уксус, перец, горчица) и копчености. В питании детских коллективов должна использоваться только свежеприготовленная пища! Запрещено смешивать свежую пищу с остатками блюд, изготовленных в более ранние сроки того же дня, а тем более накануне.
Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОРГАНИЗОВАННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Каждый ребёнок имеет право на здоровую среду обитания и здоровое питание, в том числе с учетом имеющихся заболеваний, требующих индивидуального подхода к организации питания (сахарный диабет, фенилкетонурия, целиакия, муковисцидоз, пищевая аллергия). Это право гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Что нужно сделать родителю для организации индивидуального питания своему ребенку.
Для постановки ребенка на индивидуальное питание в организованном детском коллективе надо обратиться к руководителю образовательной (оздоровительной) организации с заявлением о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья. К заявлению потребуется приложить документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.
- На основании полученных документов, руководитель (образовательной, оздоровительной) организации, совместно с Вами прорабатывает следующие вопросы:
- - Меню и режима питания ребенка;
- - Контроль уровня сахара в крови и введения инсулина, особенности в организации питания, возможность использовании в питании блюд и продуктов, принесенных из дома (для детей с сахарным диабетом).
- Руководитель (образовательной, оздоровительной) организации информирует классного руководителя (воспитателя, вожатых) и работников столовой:
- - О наличии в классе (группе, отряде) детей с заболеваниями - сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз, пищевая аллергия;
- - Об особенностях организации питания детей;
- - О мерах профилактики ухудшения здоровья;
- - О мерах первой помощи.
О детях с сахарным диабетом надо дополнительно проинформировать учителя физической культуры, проинструктировать его о симптомах гипогликемии, мерах первой помощи и профилактики.
Для детей с сахарным диабетом, целиакией, фенилкетонурией, муковисцидозом, разрабатывается цикличное меню с учетом имеющейся у ребенка патологии.
Для детей с пищевой аллергией к имеющемуся в организации цикличному меню разрабатывается приложение к нему с заменой продуктов и блюд, исключающих наличие в меню пищевых аллергенов.
Планируемое (на цикл) и фактическое (на день) меню, вместе с технологическими картами и продуктами рекомендуется размещать на сайте образовательной (оздоровительной) организации.
- При организации питания детей из продуктов и блюд, принесенных из дома необходимо:
- - Определить порядок хранения, упаковки и маркировки продуктов и блюд;
- - Создать условия для хранения продуктов (блюд) и их разогрева, условия для приема пищи;
- - Определить режим питания ребенка.
О запрещенных продуктах, о рекомендуемых наборах продуктов по приемам пищи для детей с различными заболеваниями можно узнать в МР 2.4.0162-19. 2.4. «Гигиена детей и подростков.
Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях). Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.12.2019).
Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/
Полную версию памятки можно скачать по ссылке в начале страницы.